ИА SAKHALIFE.RU 18 марта Театр юного зрителя представляет премьеру — спектакль «Таптал» («Любовь»), посвященный 125-летию Анемподиста Ивановича Софронова – Алампа. Накануне премьеры SakhaLife встретился с исполнительницей главной роли Айталиной ИЛЬИНОЙ. Восходящая звезда, ранее замеченная в спектакле Алексея ПАВЛОВА «За Родину! За победу!», в моно-спектакле Денислана Тутаева «Дядя Ваня», а также в нашумевшем фильме Сергея ПОТАПОВА «Любовь моя», поведала о тяжкой женской доле в искусстве и счастливой собственной судьбе. Она оказалась личностью цельной и серьезной.
— Айталина расскажите о вашей новой работе в спектакле «Таптал».
— Это драма про девушку, осиротевшую в два года, и ставшей прислугой в доме своего дяди. Кэтэриис, как и все девушки, хочет любви, романтики. И действительно получает их, хотя и на очень короткое время… А затем дядя продает ее богатому старику. Вот такая тяжкая женская доля, но все это вкратце, только канва. А главное в спектакле – режиссерское решение, актерская игра, и всю начинку раскрывать, конечно, не стоит.
— Припоминаю страдания Кэтэриис из школьной программы. Похожи ли вы на свою героиню?
— Я тоже прочитала это произведение, еще учась в школе. Оно произвело неизгладимое впечатление, образ Кэтэриис преследовал меня. С тех пор, буквально с детства мечтала сыграть эту роль.
— Мечта сбылась!
— Да. Но нас нельзя сравнивать! Ведь она сирота, страдалица, ее преследует рок. Другое дело я — любящие родители, любимое дело, замечательная семья. И все же, я хорошо понимаю свою героиню. У моих родителей было сложное детство, и они часто рассказывали, каково им приходилось. Вот в чем мы с Кэтэриис похожи, так это в любви! Нам обеим очень повезло!
— Таак. А с этого места — подробней, пожалуйста.
— В будущего мужа влюбилась еще в первом классе! С первого взгляда! Но до счастья было еще далеко. Окончив школу, мы пять лет то сходились, то расходились. Тогда мы еще не были так близки как сейчас, и он не понимал, что для меня значит работа: театр, сцена, сам процесс перевоплощения… Иногда он ворчал, что денег за это платят совсем немного, а времени с детьми провожу гораздо меньше, чем надо бы. Мужу казалось, что лучше мне сидеть дома с детьми, обеспечивая надежный тыл, а он будет вкалывать нескольких работах. Конечно, он говорил все это из лучших побуждений, как мужчина, чувствуя себя обязанным обеспечивать семью материально. К тому же он видел, что актерская профессия требует серьезной физической и эмоциональной самоотдачи.
Отношение мужа к моему призванию изменилось в сложный для всякой молодой семьи период, когда вся наша жизнь изменилась с появлением ребенка. После родов, прикованная к дому и семье, я испытала настоящую «ломку» по работе. И он, самый близкий человек, понял, что это не просто важно для меня. А то, что я уже часть этого мира, и жить без него счастливо уже не смогу. И с тех пор я чувствую мощную поддержку мужа, а все недопонимания остались у нас позади. Так что теперь я очень счастливая женщина. А мой персонаж… Считаю, что ей так же очень повезло в любви. Да, ее продали, но это уже другая история. Но в любви, повторюсь, ей определенно повезло!
— Так. Отмотаем немного назад. Вы сказали, что с детства мечтали сыграть Кэтэриис. То есть, получается, вы с детства хотели стать актрисой?
— Я всегда знала, что буду актрисой. Но уверенности придало одно событие: в шестом классе к нам в поселок Ой Хангаласского улуса приехал известный якутский актер Спартак ФЕДОТОВ, который разглядел во мне потенциал. С тех пор детские мечты стали превращаться в планы. Главное, все давалось легко. Сразу после школы поступила в колледж культуры и искусств, который именно в тот год набирал актерскую группу. По окончании – распределение в ТЮЗ. И эта роль, удача для молодой актрисы.
— Есть ли у вас кумиры? Возможно, актрисы золотого века Голливуда?
— Конечно, есть человек, которым я восхищаюсь как настоящим профи. Для меня круче всех голливудских актрис вместе взятых является…Сергей Безруков! Такой разноплановый актер.
— Роль вашей мечты?
— Кэтэриис сбылась. А еще мечта всей моей жизни сыграть Офелию из вечного «Гамлета»! Стремлюсь к разнообразию, хочу исполнять разные, непохожие друг на друга роли… Когда в первый раз вышла на сцену, играла старушку, которая ждала сына с армии. А было мне тогда двадцать лет. Волновалась жутко. Затем пошли роли легкомысленных девиц, я даже начала бояться. Режиссеры стали массово предлагать роли «ночных бабочек». Но прошло и это. Теперь последняя работа в спектакле «Таптал», где играю страдалицу. В скором будущем хотелось бы сыграть сумасшедшую, вот где богатство оттенков!
— Как вы реагируете на критику?
— Очень люблю критику! Не люблю когда все, как один, восхищаются и льстят. А при конструктивной критике появляется внутренний стимул: хочется всех удивить.
— Вы всегда видели себя актрисой. Но какой? Театральной актрисой в Якутии или богатой и знаменитой мировой звездой?
— Никогда не стремилась стать знаменитой, ведь это последствие успеха. Мне же всегда нравился сам процесс, от которого получаю истинное удовольствие. Я с раннего детства занималась танцами, пением, хомусом, рисованием. Театр воплощает в себе все виды искусств, и этим он особенен.
— Как вы относитесь к тем, кто любыми средствами стремится к всеобщему вниманию. Причем, без всякого высокого искусства? Другими словами, к деятелям шоу-бизнеса?
— Ну, если они получают от этого удовольствие и если они счастливы… Конечно, ничего не имею против. Ведь я сама как никто другой понимаю, каково, когда не можешь сделать того, что велит сердце. Но, с одной стороны, это, конечно, раздражает. Теперь у нас появилась мода приглашать в кино титулованных красавиц. Но они совсем не умеют играть! Это так досадно! Между тем, в республике много профессионалов: в Русском театре — 120 актеров, в Сахатеатре еще 120 актеров, плюс студенты и много специалистов, способных хорошо играть. Но почему-то наши все время устраивают кастинги для непрофессионалов, и это выглядит как издевательство над искусством.
— Что вы посоветуете девочкам, мечтающим стать актрисами?
— Самое главное, это осознавать, кем они хотят стать. Это очень большая ответственность. И еще надо в совершенстве говорить на родном языке. Настоятельно советую совершенствовать свой язык, читать якутских драматургов, изучать историю нашего театра. Все это в будущем очень понадобиться.
— А как же миф о том, что для всякого актера будет плюсом умение петь, танцевать и «главное верить в себя»?
— Ах да! Конечно! И это вообще-то не миф, а реальность! Главное для актера, да и вообще для любого человека это самосовершенствование. А верить в себя надо всегда и везде, это самое главное.
— И напоследок скажите: почему нам стоит сходить на новый спектакль «Таптал»?
— Спасибо за вопрос. Дело в том, что проблемы, которые показаны в спектакле, очень актуальны и в наше время. Люди сейчас совершенно не беспокоятся друг за друга, всем все равно, что происходит с их друзьями, родственниками. Каждый поглощен собой, своими проблемами. Часто многое решают деньги или связи. Мы всей труппой хотим встряхнуть людей, чтобы все стали добрее и внимательнее друг к другу.