Примерит ли якутский богатырь заветную «Маску»?
Ответ мы узнаем совсем скоро. Сегодня вечером в Москве во время торжественной церемонии закрытия главного театрального фестиваля России «Золотая маска» будут названы обладатели самой престижной национальной премии в области театрального искусства.
Мы уже сообщали, что среди претендентов три якутских театра – ГТОиБ, Нерюнгринский театр актера и куклы и Государственный театр юного зрителя РС(Я).
В общей сложности эти три коллектива представлены в десяти номинациях!
Такое количество возможных наград позволяет говорить о большом успехе якутского театрального искусства, и даже если решение жюри окажется не в нашу пользу, сердца московских зрителей наши театры уже завоевали.
Днем 12 апреля на тихой московской улочке Малая Ордынка царило оживление – зрители самых разных возрастных категорий, что называется, от семи до семидесяти, стекались к Театру Луны, на сцене которого наш ТЮЗ готовился показать синтез-спектакль-олонхо «Милосердный богатырь». Особую категорию зрителей составляли московские театральные критики, коих, по некоторым данным, насчитывалось более сорока, не считая членов жюри.
Реакция зала на происходящее на сцене необычное действо была живой и непосредственной. Некоторое недоумение от поющих драматических актеров быстро прошло, и я заметил, как многие зрители снимали наушники, в которых шел синхронный перевод текста, чтобы он не мешал воспринимать аутентичное звучание древнего эпоса. Да и сама постановка смотрелась настолько просто и органично, что в переводе не нуждалась – сказочная история о богатыре, освобождающем красавицу из плена злых духов, близка и понятна каждому в любом возрасте. А появление чудищ с натуральными конскими черепами на головах сначала вызвало непроизвольные восклицания: «Кошмар! Ужас какой!», но потом публика стала их откровенно жалеть, по достоинству оценив милосердие богатыря-победителя.
Основными достоинствами спектакля, номинированного на «Золотую маску» в категории «Эксперимент», по признанию большинства критиков и специалистов, являются его наивность и простота в сочетании с лаконичным, авангардным сценографическим оформлением и эффектными костюмами Лены Гоголевой. Лично мне показалось, что сам материал – олонхо обладает неким внутренним сопротивлением, что в значительной мере ограничивает возможности для экспериментов, и молодому режиссеру Лене Ивановой было очень непросто найти тонкую, как лезвие бритвы, грань между древним эпосом и современным театром, чтобы перекинуть мостик из прошлого в настоящее, по которому ведомые великолепным актерским ансамблем с охотой шли зрители.
Как сказал после спектакля президент фестиваля «Золотая маска», народный артист России Георгий Тараторкин, сам бывший тюзовец: «Это повествование дает актерам огромные возможности для самореализации. У вас чудесные актеры, они верят в эти невероятные, предполагаемые обстоятельства, как могут верить только дети. Они готовы играть любые роли, для них это и забава, и театральное озорство, и очень серьезные размышления о жизни. Я очень рад, что такой спектакль у вас родился, потому что самая главная задача искусства вообще и театра в частности – не прерывать связь времен. За это он мне очень дорог и близок…»
Вдохновленный высокой оценкой, коллектив ТЮЗа отправился в Санкт-Петербург на ежегодный фестиваль детских и юношеских театров «Арлекин», где перед жюри и зрителями снова предстанут герои якутского эпоса, уже другие – в городе на Неве театр покажет сказку-олонхо «Богатырь на белом коне» в постановке Валентины Якимец.