В ТЮЗе начинается новый сезон, который завершит юбилейный год: на 4 сентября назначен общий сбор труппы театра.
Первая половина года прошла под эгидой первых гастролей театра, посвященных 385-летию вхождения Якутии в состав Российского государства и 25-летию театра, которые с большим успехом прошли в Москве, Казани и Улан-Удэ.
Тщательно отработанная предварительно организационная работа руководителей театра Матрены и Алексея ПАВЛОВЫХ стала предтечей проведения тура на самом высоком уровне, а самое главное, получила высочайшую оценку творческой деятельности театра от самых известных деятелей искусства и маститых театральных критиков, педагогов, истинных ценителей театрального искусства и зрителей.
«С благодарностью Учителю…» — куда бы ни приехал театр, всюду, прежде всего, отмечали удачное название турне — очень емкое, душевное, искреннее. Как говорится, как назовешь корабль – так он и поплывет. Это высказывание стало путеводной звездой поездки. Большой интерес проявили московские, бурятские и татарские СМИ и ТВ. Все пресс-конференции, запланированные встречи и мероприятия прошли на должном уровне, и появились весьма ощутимые перспективы дальнейшего развития нашего театра, а значит, сверхзадача можно считать выполненной.
Все спектакли получили широкое освещение на страницах крупных театральных журналов и газет, интернет-изданиях — газета «Культура», журналы «Сцена», «Страстной бульвар», многие газеты и интернет-издания Бурятии и Татарстана. Телеканал «Культура» дважды приезжал снимать материалы о гастролях театра.
Вот что написали критики о спектаклях якутского ТЮЗа.
«Король умирает…» Э. Ионеско (режиссер Карл Сергучев, сценография Саргыланы Ивановой).
Александр Вислов, театральный критик, г. Москва:
«Попадать в болевые точки зрительного зала – это удивительное свойство великой драматургии. В якутском спектакле меня больше всего поразил исполнитель заглавной роли Алексей Павлов. Это потрясающая выдающаяся актерская работа. Он представил огромную гамму актерских переживаний: мог быть ив фарсовом ключе, и поднимался до трагических высот. Диапазон актерский совершенно удивительный, не всякому артисту по силам игра в таком широком диапазоне».
Андрей Пронин, театральный критик, г. Санкт-Петербург:
« Работа Алексея Павлова – одно из самых сильных актерских работ. И вообще спектакль «Король умирает…» Э.Ионеско звучит очень современно, любопытно и с глубоким смыслом. Игра актеров была очень заразительна и выразительна. И невозможно было не увлечься этой историей…».
Елена Федоренко, газета «Культура»:
«Четверть века коллектив в одних руках, точнее, в двух парах крепких рук. Объездили всю Россию, добились признания на многих смотрах, поразили любителей искусства за границей. В Москве гости показали необычную версию гоголевского «Вия»… Гоголевское слово расцветилось сильным северным акцентом, а сценическое действие – шаманскими интерлюдиями. В спектакле, оказавшемся в точке пересечения Востока и Запада, тенгрианство с его культом обожествленного неба соседствует с образами православной веры… Спектакль подчас напоминает хоррор и дышит стабильной и крепкой театральной культурой. Тюзовцы не разучились почитать ансамбль, играть без пафоса и котурнов…»
«Три ночи» по повести Н.Гоголя (режиссер – Александр Титигиров, сценограф – Прасковья Павлова)
Елена Омеличкина, журнал «Сцена» №3:
«На сцене Театра Наций зрители увидели самобытную интерпретацию гоголевской притчи, причудливо и талантливо соединившую в себе образы восточной мифологии и древнего эпического искусства якутов Олонхо. Сплав национальной мифологии и северного фольклора с южнославянской готикой принес удивительный художественный результат. Достаточно искушенная и взыскательная московская публика, по моим наблюдениям, пережила несколько мгновений духовного потрясения от неожиданных театральных метафор и культурных параллелей, открывающихся новых смыслов известного произведения. Успех спектакля «Три ночи» еще раз доказывает, что в культуре, традициях разных народов очень много родственного. Богатство театральных приемов, зрелищность этнических образов, динамичность сюжета и мастерство якутских актеров помогают зрителям всемвместе почувствовать эмоциональную сопричастность к происходящему на сцене. Театральный язык поистине универсален…»
Спектакль «Камень счастья» (режиссер Александр Титигиров, художник Прасковья Павлова)
Сания Кабдиева, театральный критик, Казахстан:
«Образная система очень интересная. Философский смысл понятен даже детям, так как уже в этом возрасте они познают другую культуру. Особенно хорошо, что какие-то важные вещи об элементарных понятиях проходят через абсолютно театральную образную систему…»
По результатам гастролей и фестиваля Якутский ТЮЗ получил приглашение на участие в ноябре 2017 года на театральный фестиваль в Чувашию и в Москву на Международный театральный форум-фестиваль «Золотой Витязь».
По итогам поездки открылись новые горизонты и перспективы для дальнейшей плодотворной деятельности театра. До конца юбилейного года зрителей ждет много интересных творческих событий. Коллектив приглашает зрителей в удивительный мир театра!