Начиная рассказ о прошедшем в Петербурге VII Всероссийском фестивале театрального искусства «Арлекин», мне бы хотелось начать с конца. С результатов, которые были ожидаемы (учитывая, что возглавлял жюри строгий, но справедливый режиссер Анатолий Праудин), но все же удивительны своей смелостью. В состав уважаемого жюри вошли композитор Сергей Баневич, театральные критики Ольга Глазунова, Надежда Таршис и Марина Тимашева, актриса Ирина Соколова, художник-постановщик Елена Орлова, драматург, композитор и режиссер из Дании Михаэль Рамлёзе и художественный руководитель муниципального театра «Желтое окошко», драматург, актер Петр Зубарев. Посовещавшись, жюри пришло к единому мнению: не вручать «Арлекина» в основной номинации «За лучший спектакль» ни одному из конкурсных спектаклей. Денежная часть Российской Национальной театральной премии 2010 года возвращена Союзу театральных деятелей Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации. Случай, конечно, беспрецедентный, но, на мой взгляд, решение было справедливо. И лучше уж вообще не вручать наград, чем одаривать того, кто этого не заслуживает. А объективно на Седьмом «Арлекине» главную премию (в конкурсной программе) давать было некому. Внеконкурсная программа была много интереснее, и там были свои безусловные лидеры. В конкурсной программе приняли участие следующие работы: 1. «Мастер и подмастерье», Башкирский государственный академический театр драмы им. Мажита Гафури, Республика Башкортостан, Уфа. Режиссеры Айрат Абушахманов и Арслан Янбеков. 2. «Лорд Фаунтлерой», Калининградский областной драматический театр. Режиссер Михаил Салес. 3. «Карлсон, который живет на крыше», Академия детского мюзикла, Москва. Режиссер Жанна Жердер. 4. «Кло и ун», Омский государственный Северный драматический театр им. М.Ульянова, Тара. Режиссер Константин Рехтин. 5. «Камень счастья», Театр юного зрителя Республики Саха (Якутия), Якутск. Режиссер Александр Титигиров. 6. «Миньона», театр «Странствующие куклы господина Пэжо», Санкт-Петербург. Режиссер Олег Скотников. «Карлсона» жюри ездило смотреть в Москву, в Питер спектакль не довезли. Но его отметили премией за «Лучшую работу композитора» Андрея Семенова. Открылся фестиваль отличной, веселой постановкой Михаила Салеса «Лорд Фаунтлерой». Давно петербуржцы не видели такого жизнеутверждающего спектакля для взрослых и детей. И такого красивого. С одной стороны, от костюмов спектакля было ощущение, что зритель вдруг оказался на неделе Высокой Моды в Париже, с другой – все было уместно и ничуть не раздражало ни вкус, ни глаз. Сочные цвета, энергичные артисты, великолепная, остроумная инсценировка Никиты Воронова повести Ф.Э.Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой». Иногда этот спектакль напоминал оперу, где каждая ария заканчивается громогласными аплодисментами и криками «браво». Что-то подобное происходило на этом спектакле, где, к слову сказать, в тот вечер собралась довольно специфическая публика. Помимо обычных детей и родителей, на «Лорда Фаунтлероя» привели и ребят из детских домов. Однако их, довольно циничных и грубых зачастую малышей, эта история, где даже самые гадкие персонажи по законам волшебных сказок стали хорошими, «зацепила». Каждая сцена заканчивалась аплодисментами, иногда артистам было даже сложно уйти со сцены – не отпускали. Возможно, жюри право было, не дав этой постановке гран-при. Однако если судить по зрительской реакции (а что может быть важнее, с другой стороны?), калининградский «Лорд Фаунтлерой» – безусловный лидер прошедшего фестиваля. И он взял премии сразу в трех номинациях. Татьяну Старикову наградили за «Лучшее художественное оформление спектакля» (работа художника по костюмам), «Лучшей работой драматурга» справедливо признали работу Никиты Воронова, а актер Анатолий Лукин получил приз за «Лучшую мужскую роль» (роль графа Доринкура). И еще один, Специальный приз зрительских симпатий «Глазами детей» был отдан именно «Лорду Фаунтлерою» Калининградского областного драматического театра. Спектаклю Якова Рубина «Сны Томасины», внеконкурсному спектаклю, который был поставлен в Череповце, досталось сразу две спецпремии. Первая – премия театральных критиков и журналистов, и вторая – от Союза театральных деятелей России – творческая командировка в Москву. Его, это небольшое, почти что цирковое представление на клеенчатом ринге, обязательно стоит посмотреть. Здесь у всех персонажей — жителей какого-то ирландского городка – ядрено-рыжие волосы-парики. Из сподручных материалов – цветной скотч и черные пакеты для мусора. Но ощущения бедноты студенческой постановки «Сны Томасины» не вызывают. Напротив, восхищает фантазия режиссера и артистов, которые даже животных умудряются играть органично. Вот черный пакет появляется на «ринге». В него упаковывается трупик умершей кошки, Томасины. Такой же пакет, только с прорезями для рук, надевается на маленькую хозяйку рыжей кошечки, и вот перед нами сцена похорон Томасины, организованная детьми. Ничего сложного – для создания образа, и шуточного, и серьезного одновременно, требуется только кусок полиэтилена. Спектакль можно сделать и без миллионных субсидий. «Мастер и подмастерье» получил по сути утешительный приз за «Лучшую работу хореографа» с уточняющей формулировкой «За пластическое обаяние спектакля». Формулировка действительно важна, потому как в хореографии этого спектакля нет ни мастерства, ни ловкости задумки, ни оригинальности исполнения. Но есть безграничное обаяние двух главных героинь с колокольчиками на тонких ножках и с множественными национальными косичками. Именно благодаря их легкости, нежности, азарту, с которым они взаимодействовали с залом малышей (играли с ними в прятки, в пятнашки), история о заколдованной девушке и волшебном кувшине приобрела какой-то дополнительный, возможно и не видимый башкирскому зрителю тон. Для нас, северян, башкирские костюмы, танцы и речь – все-таки экзотика. На двух спектаклях, «Кло и ун» и внеконкурсном «Щелкунчике» Русского драматического театра «Мастеровые» из Набережных Челнов останавливаться не буду. Когда режиссер позволяет себе оставить на протяжении всего действия спектакля абсолютно пустой сцену и на нее проецировать видеоизображение («Щелкунчик») – это выглядит неуважительно по отношении к зрителю, который пришел все-таки в театр, а не в кино. Я совершенно не против работы с видеоизображением в театре. В том же «Лорде Фаунтлерое» этот прием был использован по делу и в дополнение, в помощь основному действию. Здесь же в течение полутора часов зритель наблюдал не очень ладные танцы не очень красивых персонажей в не очень красивых костюмах. Дети ведь – лакмус своего рода. Так вот дети заскучали, начали вставать с кресел и говорить вслух уже через 15 минут после начала представления. «Лучшей работой режиссера» жюри назвало работу Александра Титигирова в ТЮЗе Республики Саха (Якутия). В спектакле «Камень счастья» действительно счастливо сошлись национальный колорит и умение режиссера владеть пространством. Кроме того, как и в «Снах Томасины», этому спектаклю не понадобились сложносочиненные декорации для того, чтобы рассказать добрую сказочную историю. Несколько белых тканевых отрезов от колосников до пола сцена. Они и волны, и снега, и сугробы, и облака… Театр – место, где совершаются чудеса. Для этого только надо уметь в них верить. Спектакль шел на родном языке (с синхронным переводом). Но его можно было смотреть и без наушников. Театральный язык, которым владеет Титигиров, понятен и так. И, наконец, известный в Петербурге театр «Странствующие куклы господина Пэжо». За роль Миньоны наградили в номинации «Лучшая женская роль» Тамару Карпову. Решение жюри чрезвычайно политкорректно. Но все же, были в фестивальных спектаклях женские роли и поинтереснее, чем немая маска полуженщины-полукуклы Миньоны. Был у «Арлекина» еще ряд специальных премий: «За великое служение театру для детей» премию передали художественному руководителю Пермского театра юного зрителя Михаилу Юрьевичу Скоморохову. «За весомый вклад в развитие детского театра России» получил почетный диплом СТД РФ и высшую награду СТД РФ – «Золотой знак» Саратовский академический театр юного зрителя Ю.П.Киселева. И, наконец, специальный приз Дирекции Премии и Фестиваля вручили внеконкурсным спектаклям Российского академического Молодежного театра (Москва) «Бесстрашный барин» (Марфа Горвиц (Назарова) и «Почти взаправду» (режиссер Екатерина Половцева). Коллеги из Москвы давно поговаривают, что, мол, надо бы нам, жителям Северной столицы, добраться все-таки до Москвы и попасть в РАМТ. В последнее время там происходит какое-то активное движение. Причем осмысленное и очень интересное. Без лишнего пафоса и разговоров о молодой режиссуре люди там делают интересные спектакли. Ту же «короткометражку» «Бесстрашный барин» посмотреть было любо-дорого. Малая сцена ТЮЗа им. Брянцева не могла вместить всех желающих. Зрители в буквальном смысле слова сидели друг у друга на коленях, стояли на одной ноге, держась за низкий потолок. Казалось бы, все просто: несколько артистов, огромная вязаная крючком то ли рыболовная сеть, то ли уютное кружевное покрывало. Два окна (потому и играли именно в ТЮЗе – пространство нужно специфическое). Вот и все декорации для того, чтобы гомерически смешно сыграть жуткую историю, где оживают мертвецы, действуют колдуны, черти и глупые молодчики. Жаль только, что рамтовские спектакли были показаны во внеконкурсной программе. Фото предоставлены фестивалем «Арлекин» Павлюченко Катерина Выпуск № 10-130/2010, Фестивали Журнал «Страстной бульвар»