ИА SAKHALIFE.RU Размышления после двух премьер в республиканском Театре юного зрителя
В течение двух майских дней – 6 и 7 числа, режиссер Сергей ПОТАПОВ представлял на сцене Театра юного зрителя спектакль «Абытай Аана уонна кини о5олоро» по знаменитой пьесе драматурга Бертольда БРЕХТА «Мамаша Кураж и ее дети». Это уже вторая за последние три недели супер-премьера коллектива под художественным руководством любимца якутской публики Алексея ПАВЛОВА. Напомним, что 15 апреля в ТЮЗе главный режиссер театра Александр ТИТИГИРОВ показал спектакль «Страсти» («ҮЛҮhҮйҮҮ»), поставленный по мотивам пьес Семена ЕРМОЛАЕВА–Сиэн Өкөр.
Перед художественным руководителем любого театра всегда стоит сверхсложная задача – взять верную репертуарную «интонацию». Две последние премьеры ТЮЗа, о которых пойдет речь, показывают, что с этой задачей заслуженный работник культуры России, народный и заслуженный артист Якутии Алексей Павлов справляется блестяще.
Сегодня можно уверенно констатировать, что незаметно для многих – без шума, скандалов и громогласных заявлений, Театр юного зрителя превратился в своеобразную республиканскую театральную лабораторию. Здесь на одной экспериментальной площадке создаются совершенно разные по стилю и содержанию спектакли, здесь, в одном творческом котле, «варятся» не только актеры и режиссеры самого театра, но и приглашенные со стороны признанные мастера своего дела. И на выходе получается то, что называется настоящей магией театра – нечто неосязаемое и прекрасное, которое держит зрителя в напряжении, и в которое хочется окунаться вновь и вновь…
Итак, две премьеры. В хронологическом порядке.
15 апреля – «ҮЛҮhҮйҮҮ» («Страсти»)
Испытание Ермолаевым
Драматург, отметивший в прошлом году свой 50-летний юбилей, знаковая для якутских театралов фигура. Юрий МАКАРОВ и Петр СКРЯБИН, режиссеры, обращавшиеся к творчеству Семена Ермолаева – Сиэн Өкөр в разные годы, становились с его пьесами лауреатами различных российских фестивалей, получали приглашения на престижные международные театральные смотры.
Так, например, Юрий Макаров поставил в конце 90-х спектакль «Богом забытая земля», имевший фантастический успех во Франции и Польше. А Петр Скрябин осуществил постановку сразу нескольких пьес драматурга: «В начале было слово…» (специальный приз Всероссийского театрального фестиваля моноспектаклей, г. Пермь, 2001 г.), «Обнажение» (приз за лучшую мужскую роль, режиссуру и сценографию III Международного фестиваля «Лямбушка», г. Петрозаводск, 2001 г.), «Откровение от…» (Гран-при Межрегионального фестиваля «Рождественский парад», г. Санкт-Петербург, 2002 г.) и «Тойтой Боотур» (дипломант международного фестиваля кукольных театров, г. Абакан, Хакасия, 2003 г.).
А вот теперь к произведениям Ермолаева обратился Театр юного зрителя. Правда, стоит отметить, что это не первый опыт работы коллектива с драматургом. В 2006 году режиссерАлександр Титигиров представил зрителям обновленную версию ермолаевской пьесы «Птицы потерянного рая». Обновленную, потому что режиссером-постановщиком первой версии спектакля был все тот же Юрий Макаров. По словам Титигирова, он внес лишь некоторые поправки.
Но как бы там ни было и этот театр с пьесой Ермолаева с триумфом вернулся из Омска, где стал лауреатом V Международного фестиваля «Молодые театры России».
Этот список лишний раз подтверждает тот факт, насколько востребована драматургия якутского Ионеско за пределами республики. И те режиссеры, которые смогли пройти испытание пьесами Ермолаева, понять их сокровенный дух и вселенскую наднациональную тоску по прекрасным мирам, смогли во весь голос заявить о якутских коллективах, как о целом и цельном явлении в современном театральном мире. Надо отдать должное Ермолаеву – тому факту, что за пределами республики ждут любой коллектив из Якутии, с любым спектаклем, способствовало, не в последнюю очередь, и его творчество.
По словам драматурга, он всегда разрешает режиссерам-постановщикам экспериментировать с его текстами, что-то убавлять и добавлять свое. Может, в этом, отчасти, секрет того, что каждое новое поколение якутских режиссеров театра и кино так часто обращаются к пьесам и киносценариям Ермолаева. Так, например, скоро получит новую экранную жизнь его уже ставший легендарным «Остров Тайвань». Картину снимает известный режиссер Вячеслав СЕМЕНОВ. Другой якутский режиссер – Михаил ВАСИЛЬЕВ, молодой, но уже снявший нескольких фильмов, взялся за экранизацию другой работы Ермолаева – «Туманным утром на дороге».
К слову сказать, Семен Ермолаев собирался поставить с актером Саха театра Михаилом СКРЯБИНЫМ спектакль по собственной пьесе «Актер и его роли». Но актера не стало накануне 9 мая. «Не успели…», – говорит Семен Никонович.
Новый выстрел «снайпера» из ТЮЗа
В спектакле «Страсти», в основе которого уже упомянутая нами пьеса Семена Ермолаева «Актер и его роли», задействованы всего два артиста – отличник культуры РС(Я) Иза ЕГОРОВА и заслуженный артист РС(Я) Дьулустаан СЕМЕНОВ. Но по сути это моноспектакль Семенова, актера, ставшего известным широкой публике после исполнения главной роли в фильме Никиты АРЖАКОВА «Снайпер саха» (2010 г.). Кстати, именно после этой картины Дьулустаану было присвоено звание заслуженного артиста республики.
Это спектакль о судьбе Актера, который живет только театром и видит жизнь через призму своих ролей. Он находится в плену театрального пространства добровольно и, похоже, не имеет никакого желания выходить в мир людей.
У обладающего хорошей пластикой и имеющего выразительный голос актера много ролей в театре и кино. О разноплановости его таланта, выпускника Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, говорит перечисление лишь некоторых ролей, сыгранных им на сцене. Он был Ангелом в спектакле «Предчувствие», Тинэйджером Максом в «Пластилине», Куэх кэппэ в культовой якутской комедии «Куэх коппэ», десятиклассником Ваней и одновременно Стариком в«Дьикти саас», Царем Креонтом в трагедии Еврипида «Медея», шаманом Лисой в спектакле «Красный шаман» Платона Ойунского.
За исполнение роли шамана Лисы он был удостоен звания лауреата XV Республиканского театрального фестиваля «САТА» в номинации «Лучшая мужская роль» (Нюрба, 2006 г.), а также стал лауреатом республиканской премии «Желанный берег» в номинации «Лучшее исполнение роли второго плана» (Якутск, 2007 г.).
До роли Семена АРДАХОВА в фильме «Снайпер саха», Дьулустаан Семенов сыграл картежника в «Невероятных приключенияя Таттаама», таксиста в «Куот» и Ивана в картине «Эргиир».
Новая театральная работа Семенова, где он в одном спектакле сыграл сразу несколько ролей, стала его настоящим бенефисом и показала, что ему подвластны любые роли – трагедийные и комедийные.
Александр Титигиров
…Сразу после премьеры Александр Титигиров улетел в Санкт-Петербург, в качестве члена жюри на очередной конкурс на соискание Российской национальной театральной премии «Арлекин-2011». К сожалению, Якутский ТЮЗ в этом году не был заявлен в конкурсе. А ведь в 2007-м, там же, в Питере, Александр со спектаклем «Волшебные ягодки» завоевал «Гран-при» этого фестиваля.
Вообще Титигиров известен как режиссер очень многих постановок. Его работы не единожды номинировались на премию фестиваля «Желанный берег». В число его достижений также входит спектакль «Камень счастья», ставший в 2008 году на Международном театральном фестивале «Славянские театральные встречи» лауреатом в номинации «За художественную целостность спектакля» в г. Гомель (Белоруссия),
Я смотрел на новую работу Титигирова, а из головы все не выходили слова московского театроведа Натальи ПИВОВАРОВОЙ, сказанные ею во время последнего республиканского театрального фестиваля «Желанный берег». Тогда профессор кафедры истории театра России РАТИ-ГИТИС, декан театроведческого факультета сказала: «Я представляю, как хорошо бы смотрелся этот спектакль на какой-нибудь московской сцене с шикарными декорациями, светом и звуком».
Наталья Сергеевна бросила эту реплику после просмотра спектакля «Это Я – Эдит Пиаф», поставленную Александром Титигировым, и представленную на главную театральную премию республики сразу в нескольких номинациях. Думается, эти слова, можно сказать и в отношении спектакля «Страсти», и вообще в адрес многих работ Театра юного зрителя.
Безусловно, что Титигиров – самобытный режиссер, умеющий работать с актерами и находящий общий язык с разными творческими людьми. Например, с художником-постановщиком Саха театра Михаилом ЕГОРОВЫМ, работу которого в данном спектакле надо всенепременно отметить.
…Александр Титигиров как-то сказал, что он планирует сделать бенефисный спектакль чуть ли не для каждого артиста театра. Его слова не расходятся с делом. В свете этого высказывания «Это Я – Эдит Пиаф» можно рассматривать как бенефис актрисы ТЮЗа Изы ЕГОРОВОЙ, а «Страсти», конечно, это царство Дьулустаана Семенова. Не удивительно, что в такой атмосфере актеры театра каждый раз предстают перед зрителями в каком-то новом свете. И сказанное в полной мере относится к ведущей артистке театра Марине КОРНИЛОВОЙ, которая сыграла главную роль в следующем обозреваемом спектакле – «Абытай Аана уонна кини о5олоро» («Мамаша Кураж и ее дети»).
6 мая – «Абытай Аана уонна кини о5олоро» («Мамаша Кураж и ее дети»)
Эпический Брехт и камерный Потапов
…Драматурга, теоретика драмы, поэта и прозаика Бертольда Брехта принято считать создателем «эпического театра». Того театра, который близок по духу Андрею БОРИСОВУ, но никак не Сергею Потапову. Тем удивительнее обращение к драматургической классике молодого режиссера, любая постановка которого рождает предчувствие неординарного представления. И Сергей ожидания зрителей не обманул. Сам он говорит, что он давно мечтал обратиться к немецкой драматургии, он почему то считает, что немцы как никакой другой западный народ близки якутам.
Потапов, самый молодой обладатель «Золотой маски» из Якутии, любит работать с минимальным количеством актеров. И сценическое пространство у него также тяготеет к минимализму, когда ничто не отвлекает зрителя от Игры. В этом смысле новая работа режиссера исключением не является. И это притом, что в спектакле задействована практически вся труппа Театра юного зрителя! Конечно, помогает то, что главных героев в пьесе Брехта не так много – собственно сама Мамаша Кураж (отличник культуры РС(Я) Марина Корнилова), ее трое детей (артисты Е. СЕМЕНОВА, Г.БЕССОНОВ и П.ЧЕНЯНОВ) и священник (заслуженный артист республики Петр АНДРЕЕВ).
Театр в формате 3D
…От сцены до самого конца зрительного зала тянется нечто подобное подиуму, на котором и развертывается все действо. Зрители, сидят по обе стороны этого сооружения, символизирующего, видимо, бесконечные дороги войны (художники-постановщики отличник культуры РС(Я) Прасковья ПАВЛОВА и Мария ИВАНОВА) и имеют редкую возможность наблюдать не только игру актеров, но и реакцию других зрителей. Они, согласно режиссерскому замыслу, буквально втиснуты в само действо – время от времени актеры спускаются с помоста (подиума) и разгуливают по залу. Люди в зале становятся невольными участниками театрального действа, превращаются в театральную массовку, наблюдающую в буквальном смысле на расстоянии вытянутой руки за злоключениями главных героев.
Спектакль в формате 3D от Сергея Потапова чрезвычайно занятная штука. Эта постановка, на которую надо обязательно сходить. Чтобы посмотреть на великолепную игру Марины Корниловой, про которую в разговоре с нами народная артистка республики Зоя БАГЫГАНОВА заметила, что она раскрылась для нее в новом свете. «До этого Марина всегда была какая-то чуть замедленная, скованная что ли, а тут просто прекрасно сыграла», – говорит Зоя Петровна.
Завораживающе хорош музыкальный контекст спектакля, выполненный Павлом НЕУСТРОЕВЫМ. Он сделал блестящее ассорти из европейских народных мелодий, точно передав атмосферу трагичности, балаганности и абсурдности нескончаемой войны. Отдельного разговора требуют мелодии, созданные Мирой ОХЛОПКОВОЙ.
В общем, спектакль оставил самое благоприятное впечатление. Без сомнения, эта одна излучших постановок в якутском театральном мире за последнее время.
* * *
Республиканский Театр юного зрителя, выражаясь языком театральных критиков, обзавелся двумя новыми фестивальными спектаклями. Работами, с которыми можно участвовать в любых театральных форумах. А нам, зрителям, остается только ждать – чем нас порадует в следующий раз театральная лаборатория под названием ТЮЗ.
P.S. А чего только стоит эпизод, когда этот бренный мир покидает душа умершего Швейцарца, младшего сына Мамаши Кураж!? Актер (П.Ченянов) уходит держа в руках блестящий шар, освещенный лучами прожекторов. В темноте зала – на потолке, на стенах, вспыхивают тысячи звезд, и они постепенно гаснут, словно со смертью одного человека исчезает целый космос…
Браво, Сергей!
Наша справка:
«Мамаша Кураж и ее дети» (1939) является исторической драмой. В качестве авантекста Бертольд Брехт использует роман немецкого писателя XVII века Г. Гриммельсгаузена. Главная героиня пьесы маркитантка Анна Фирлинг по прозвищу Кураж идет за войсками во время Тридцатилетней войны. Мамаша Кураж относится к войне как к кормилице, забывая о том, что за все надо платить: она теряет двух взрослых сыновей и немую дочь Катрин. Открытый финал пьесы, в котором отсутствует авторское осуждение мамаши Кураж, дает возможность зрителю самому сделать
Версия для печати