ИА SAKHALIFE.RU Эстафету престижного театрального фестиваля «Золотая маска» принял другой, не менее интересный Фестиваль детских спектаклей «Арлекин», который в эти дни проходит в Санкт-Петербурге. Замечу, что питерские критики просто влюблены в якутских режиссеров, и поэтому непременно на каждом фестивале бывают наши якутские спектакли.
Санкт-Петербург. 21 апреля, 7 часов вечера. Большой театр кукол заполняется до отказа, сюда пришли наши земляки, живущие в Питере. Половину зала заняли истые театралы, обожатели якутского фольклора и, конечно же, студенты питерских театральных вузов. Все пришли посмотреть на якутский этно-модерн спектакль «Юрюлю Бэргэн – богатырь на белом коне» в постановке яркого режиссера, заслуженной артистки РС(Я) Валентины Якимец. Из десяти спектаклей, присланных в видео-формате на экспертную театральную комиссию в Санкт-Петербург из Якутии, именно этот спектакль якутского ТЮЗа был отобран на фестиваль.
Как и подобает в подобных крупных мероприятиях в Питере, связанных с Якутией, перед началом спектакля перед cобравшимися выступила постпред Республики Саха в Санкт-Перербурге Галина Макарова. Она тепло отозвалась о прочных связях между Санкт-Петербургом и Якутией и пожелала нашему театру, пропагандирующему Олонхо, победы и успехов.
Как сделать так, чтобы детский спектакль понравился детям, чтобы мальчишки и девчонки не отрывали глаз от сцены? Режиссеру необходимо так поставить действо, чтобы оно не получилось как пресное блюдо, которое надо часами пережевывать и мучаться в догадках – а что сие значило? Надо вести в спектакль как можно больше акробатических трюков, побольше, говоря современным молодежным сленгом, драйва, и главное, чтобы страшилки были как можно поужаснее. Так и поступила Валентина Якимец, переложив привычное в нашем понимании олонхо на язык продвинутого модерна. При этом артисты поют… тойук, что-то похожее на рэп. Современным детям это наверняка понравится.
Сюжет спектакля привычный, доблестный Юрюлю Бэргэн освобождает светозарную Арылы Куо от чудища Одноглазого Арсаала (так написано в программке, может, правильно будет Арсан? – И.А.). Очень понравились три бравых мастера-кузнеца. Играли И.Яковлев, В. Портнягин и П. Ченянов. Актеры так отлажено выполнили акробатические пируэты, что даже циркачи бы позавидовали. Кстати, у огненных дел мастеров волосы были такие же, как у Валентины Якимец, — красно-огненного цвета.
Девушки-артистки были яркими, как спелый абрикос. А хотелось, чтобы Куо, олицетворяющая красоту якутской девушки, была более утонченной, белолицей и чтобы, в глазах у нее был алаас, а не степь, перефразируя известного нашего якутского мэтра.
Вот что сказала по поводу спектакля председатель Экспертного совета, профессор Театральной академии на Моховой Надежда Таршис.
— Якутские режиссеры всегда интересны, их почерк ни на кого не похож. Отмечу, что на это раз мы увидели совсем иной спектакль, ранее были более, скажем так, философские работы. А спектакль Валентины Якимец, конечно же, это спектакль-шоу. И, надо сказать, режиссер этого и не скрывает, но не перебарщивает, вовремя ставит акценты. И еще, если на видео спектакля я, к примеру, была потрясена, как входил в экстаз актер-шаман, вызывая духов. Но здесь, на спектакле, я как-то не прониклась сильным чувством к игре актера, игравшего шамана. Ну а в целом, у якутского этно-модернового спектакля есть все шансы получить призы.
Кажется, все шансы получить приз есть и у молодого актера Павла Ченянова. Он играл гонца, который смачно, по-якутски, приносил горячую новость на «хвосте». Зритель не мог в него не влюбиться. Похоже, ему светит приз за лучшую мужскую работу второго плана. Посмотрим, оправдаются ли прогнозы.
И вот выбежал в зал жирный чудище Арсаал (арт. Матвей Еремеев), чтобы постращать народ, но где-то увлекся и начал просто «работать на публику».
Доблестный Бэргэн (арт. Юрий Афанасьев) был могуч, уверен в своих силах,и покорил зрителей горловым пением, к тому же его голос смахивал на могучий бас нашего народного артиста, оперного певца Ивана Степанова.
Отмечу прекрасную работу автора по костюмам Люции Кривошапкиной и, конечно же, педагога по вокалу Дмитрия Иванова, который поставил блестящий вокал драматическим актерам. Тойуки были исполнены блестяще.
Заканчивается спектакль, конечно же, хэппи-эндом. Бэргэн оссвобождает прекрасную Куо от жирных лап одноглазого чудища. В честь воссоединения двух сердец начинается праздник, где весь эпический народ заводит осуохай, восславляя силу, мощь и щедрость Срединного Мира.
В конце спектакля поднялась буря оваций. Земляки побежали дарить цветы актерам, и все идут целовать режиссера Валентину Якимец, которая вся, такая открытая, яркая и лучезарная, как и ее спектакль. Через несколько дней мы узнаем, сколько призов получил спектакль якутского ТЮЗа «Юрюлю Бэргэн на белом коне». Вручение пройдет в Союзе театральных деятелей на Невском.
А пока фестиваль продолжает свою работу, куда привезли свои творения детские театры со всей России.
Ирина АЛЕКСЕЕВА, соб. корр. ИА Sakhalife в Санкт-Петербурге. Фото автора