Говорят, Стивен Кинг, прочитав «Вий» Гоголя, сказал: «Мне до этого парня далеко». Действительно, Гоголь – автор, востребованный не одним поколением ценителей театрального искусства. Его мистическая повесть «Вий» претерпела множество театральных постановок и экранизаций. Не случайно это произведение входит в школьную программу. Читать ее очень сложно и попробовать передать смысл ее юным зрителям через театральное действо, через душевные посылы актеров, должно быть притягивают творческих людей.
Народная мифология всегда привлекала людей, особенно молодежь. Как ни странно, исследователи отмечают сходство традиционных представлений в мифологиях разных народов. У Гоголя описание персонажей славянской мифологии удивительно перекликается с персонажами якутского Олонхо. Например, описание тяжелых век Вия и Глав нижнего мира; или Панночка – оборотень действует как якутский Үөр…
Авторы спектакля режиссер Александр Титигиров и художник Прасковья Павлова соединили силу Гоголевского слова с образностью Олонхо и получился спектакль, который держит зрителей в напряжении от начала до конца, причем многообразием именно театральных приемов, которые, к слову, очень трудно осуществить на сцене нашего театра. Но фантазии режиссера безграничны. Восприятие зрителей показало, что урбанизированные современные дети достаточно сильно выражают свои эмоции и им нечужды мистические озарения, исходящие от живых актеров, а не с экрана.
Людям вообще свойственно любопытство в познании чего-то неизведанного и таинственного, особенно подрастающему поколению. Душевные всплески, потрясение, неожиданность дают возможность выплеснуть свои эмоции, негативные, в том числе…
После спектакля юные устроили настоящую овацию артистам, которые действительно сыграли спектакль на одном дыхании. И режиссерское решение, и оформление спектакля художниками, и слаженная работа свето – звукооператоров, работников сцены стали предтечей успеха. Прекрасный перевод на якутский язык Кирилла Семенова помог артистам понять внутренний мир сложного произведения и создать свои образы ярко и сочно. Особенно хочется отметить молодого артиста Антона Батакова — исполнителя главной роли Хомы. Его герой за эти три дня проходит страшный путь переосмысления жизни. Игра с полной отдачей на грани нервного потрясения помогла актеру достучаться до сердец зрителей.
А самое главное, выходя из зала ребята продолжали обсуждать спектакль и предлагали друг другу обратиться к первоисточнику. А это дорогого стоит. Пробудить интерес молодежи к классическим произведениям через талантливое воплощение на театральных подмостках – задача любого театра.+