Рецензия на спектакль «Три ночи» (Үс түүн) по повести Н. Гоголя «Вий».
недавно мне повезло сходить на премьеру в ТЮЗ. Увидел анонс мероприятия и он меня заинтересовал. Могу сказать что постановка довольно экспрессивная. Но то что было на сцене сложно описать словами…
Общие впечатления
Общие впечатления остались довольно яркими. Спектакль можно назвать хулиганским, он порой напоминает то арт-хаус то типичный хоррор. Вот с задачей нагнать жути и создать гнетущую атмосферу авторы смогли и справились с этим на 100%. Постановка получилась довольно динамичной. Честно говоря я всегда считал спектакли таким видом постановок, где не бывает спецэффенктов, но тут я был удивлен. Правда чтобы полностью насладиться спектаклем, нужно сидеть в первых местах. Тогда да — будет полный контакт со сценой и героями.
Реакция зрителей
Был аншлаг. Зрители сначала смеялись и шумели, как это было принято у подростков. Да, в зале в основном были подростки. Сначала, как водится, они разговаривали, шушукали и смеялись. А когда начался «экшн» то визжали и кричали, а в перерывах между страшными моментами наоборот царила тишина.
О сюжете
Сюжет, конечно же известен. Это якутская версия гоголевской повести «Вий». Сам спектакль является прямым изложением, но привнесением якутского колорита, как в декорации, так и в образы персонажей. Поэтому сюжет пересказывать
Это тот случай, когда сюжет не так важен и пересказывать его нет смысла. Единственное что могу сказать — что главному герою Хоме нужно пережить три ночи, после которых он будет свободен. А за эти три ночи панночка будет пытаться погубить Хому.
О персонажах
Персонажи сочные, каждый наделен своим характером. В этом спектакле действующих лиц немного, но каждый из них имеет прямое отношение к сюжету и помогает раскрыть саму историю.
Шаманизм и христианство
В спектакле тесно переплетаются мотивы христианства и шаманизма. Но как я понял, они не противопоставляются друг другу, а являются украшением постановки.
Панночка — ведьма образе старухи проводит камлание, оказываясь не ведьмой а удаганкой. Но Хома, например отчитывает покойницу по Евангелие.
Еще ведьма перекидывается из старой в молодую, а так же имеет три души, что связано с якутской мифологией.
Во власти света, цвета и звука
Их можно назвать тоже действующими персонажами, поскольку на сцене практически все время властвует тьма. И свет является нашим проводником. Он освещает героев и дает мнимую защиту от тёмных сил. А так же подчеркивает эмоции персонажей. В этом помогает и цвет. Так благодаря свету и цвету одно и то же лицо может казаться зловещим, добрым, бесчувственным, мертвым.
Звук очень объемный, похож на звучание в кинотеатрах, он добавил эмоций в происходящие сцены и подчеркивает ужас текущих моментов.
Не обошлось и без накладок — правда звуковое оборудование не выдерживало столь плотной нагрузки и слышно было как во время басов дребезжит все что может вибрировать в зале.
Нагрузка на эмоции
В афише написано «ПРЕДУПРЕЖДАЕМ! СПЕКТАКЛЬ НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ» и это действительно не блеф. Не рекомендовал бы смотреть картину людям впечатлительным или с неустойчивой психикой.
Сам спектакль эмоционально тяжелый, надеюсь что актеры морально не проникаются тяжелой атмосферой во время представлений.Главная главная цель любого вида искусства — вызвать эмоциональные переживания, и это постановка их действительно вызывает.
В итоге я могу сказать, что «Три ночи» получились такими, что на спектакль стоит сходить ради новых впечатлений и увидеть классической произведение Гоголя в необычном прочтении.
Режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств РС (Я) Александр Титигиров.
Художник-постановщик — отличник культуры РС (Я) Прасковья Павлова.
Художественный руководитель театра — заслуженный работник культуры РФ, народный артист РС (Я) Алексей Павлов.