Дневник пребывания во II-м Международном театральном фестивале «Байкальский талисман». Часть I.
Первый день. Торжественное открытие. Первые спектакли.
С 1 по 10 июня в г. Иркутске прошел II-й Международный театральный фестиваль «Байкальский талисман» на площадке Иркутского областного театра юного зрителя имени А. Вампилова, Иркутского драматического театра им Н.П.Охлопкова и на сцене театра кукол «Аистёнок». Фестиваль является победителем конкурса Президентских грантов в области культуры, искусства и креативных индустрий. Проводится при поддержке Правительства Иркутской области и Министерства культуры и архивов Иркутской области. Всего было подано 30 заявок от театров из России, Беларуси, Казахстана и Монголии. Российские регионы были представлены Якутией, Бурятией, Тывой, Хакасией, Чувашией, Рыбинском, Рязанью, Кемерово, Братском, Хабаровском, Барнаулом, Москвой, Иркутском.
1 июня, состоялось торжественное открытие фестиваля и показ спектакля первого участника-театра – Якутского ТЮЗа. Мы представили показ спектакля «Кукушка» по мотивам сказок северных народов, который параллельно был посвящен к Международному дню защиты детей. Постановку тепло встретили юные иркутяне, все были в восторге от увиденного яркого показа.
В этот же день, параллельно на сцене Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова состоялась постановка чудесной сказки «Волшебник изумрудного города», сценическая интерпретация которой зачаровал зрителей красочностью и оригинальностью костюмов, ожившими 3D картинами, музыкальными и танцевальными номерами и искренней игрой актеров.
Вечером, Рязанский областной ТЮЗ представил серьезную, классическую русскую пьесу «Господа Головлевы. Маменька» для взрослой публики. Инсценировку написала известный драматург Ярослава Пулинович по мотивам великого романа, взяв за основу жизнь Арины Петровны Головлевой и нанизав вокруг нее легкое кружево судеб ее близких. Она – стержень старого дворянского рода, на ней держится его благосостояние, она карает и милует…
Одним словом, спектакль отличился проникновенным драматизмом и даже глубокой трагедией не только одного человека, но и большой знатной семьи эпохи крепостнического и «посткрепостнического» времени. Также, показ отличился хорошо продуманным сценическим пространством, где не было лишнего, каждая деталь была оправдана. Все артисты великолепны, они все прекрасно справились своими ролями, особенно привлек к себе внимание артист, сыгравший сына Госпожи Головлевой- Иудушку, который профессионально раскрыл все оттенки постепенного превращения наивного сына из внешне безобидного и благодушного зануды в хладнокровного и жестокого человека.
В окончании первого дня II-го Международного театрального фестиваля «Байкальский талисман» прошло мероприятие актерского клуба – своеобразный капустник в более неформальной обстановке. Здесь артисты театров-участников первого дня фестиваля показали веселые и юмористические, презентационные театрализованные представления.
Второй и третий день. Обилие великолепных спектаклей.
В следующий день, 2 июня, Казанский татарский театр юного зрителя им. Габдуллы Кариева представил детский спектакль «Тимур и комета». Как раз в этот день, Якутский ТЮЗ по программе организаторов фестиваля совершил тур-поездку в священное озеро Байкал и поэтому, нашим представителям не было возможности увидеть эту чудесную постановку. Мы, Доехав до сердца Листвянки, вдоволь насладились неописуемой красотой бездонного Байкала и ее южного берега. Но перед этим, успели попробовать местные деликатесы – приготовленных свежих рыб, добытых из легендарного озера.
Далее, третий день фестиваля «Байкальский талисман» был насыщен мероприятиями. Были представлены три показа: Центрально-халхинский музыкально-драматический театр им. Н. Норовбанзад г. Мандалгоби Среднегобийского аймака Монголии показал спектакль «Солгой харандаа» (Карандаш Левша), Иркутский областной театр кукол «Аистенок» г. Иркутска представил кукольный спектакль «Сказки с небесного чердака» и Чувашский государственный театр юного зрителя им. М.Сеспеля г. Чебоксары показал безмолвную постановку «Шинель» по рассказу Н. Гоголя.
Центрально-халхинский музыкально-драматический театр им. Н. Норовбанзад г. Мандалгоби Среднегобийского аймака Монголии показал спектакль «Солгой харандаа» (Карандаш Левша) на языке оригинала с синхронным переводом на русском языке.
С самых первых минут показ отличился позитивным настроем. Среди яркого сценического оформления главный герой мальчик просыпается с «живым» будильником. Его веселые друзья – Карандаш и Ластик приходят к нему, затем они вместе веселясь и смеясь, едут на велосипеде в школу. По дороге они встречают девочку Номужин, которая сидит и плачет, она объясняет причину плача тем, что ищет свою человечность и совесть. И тогда друзья решаются ей помочь и идут навстречу новым приключениям. Они попадают в разные смешные ситуации и серьезные проблемы, от которых выпутываются как могут, и в конце, как у всех сказок, добро побеждает зло. Постановка отличилась яркими красками в оформлении, уникальными авторскими песнями на монгольском языке и увлекательным сюжетом.
После показа спектакля, состоялся круглый стол с театральными критиками. Конечно же, нашлись и замечания в адрес монгольского спектакля, которые в основном касались развития сюжета и художественного оформления.
Далее, на сцене Иркутского областного театра кукол «Аистенок» хозяева этого же здания показали чудесный кукольный спектакль «Сказки с небесного чердака». По сюжету постановки, на забавном небесном чердаке хранятся сказочные забавные истории из далекого Архангельского края. А чудесные были и небылицы с помощью красочных кукол старо-архангельским говором рассказали четыре героини – Зима, Весна, Лето и Осень. В темном пространстве сцены с эффектным оформлением, с веселым музыкальным сопровождением русского народного стиля, юные зрители стали свидетелями удивительных смешных историй с чудесными оборотами – они узнали, кто живёт на Луне, как поют мороженые песни, как можно вырастить гигантское апельсиновое дерево и многое другое…
Вечером, после веселой нотки яркого кукольного действа, Чувашский государственный театр юного зрителя им. М. Сеспеля г. Чебоксары представил безмолвную, пластическую драму «Шинель» по рассказу Н. Гоголя. Перед показом Чувашский национальный центр г. Иркутска провел на малой сцене Иркутского ТЮЗа «Фестиваль Чувашской песни» и представил выставку-продажу национальных декоративно-художественных изделий чувашского народа.
Пластическая драма «Шинель» Чувашского ТЮЗа отличалась удивительной игрой артистов, которые с помощью языка пластики, свободного движения и синхронных танцевальных движений передали всю эмоциональную и духовную жизнь героя. В музыкальном сопровождении были использованы фрагменты классических музыкальных произведений Д. Шостаковича, И. Баха, Дж. Перголези, В. Моцарта, Г. Генделя и С. Прокофьева. Тема, рассказанная в сюжете пластической «Шинель» по мотивам рассказа Н. Гоголь глубоко проникновенна, драматична и даже полна трагичности даже в безмолвном состоянии. Несмотря на то, что действия происходили в далеком XIX в., история, рассказанная в спектакле актуальна и сейчас. Здесь раскрывается вечная тема погони за материальной ценностью, что в конечном счете уничтожает весь их смысл приобретения. Главный герой – обычный человек с чистой, наивной душой, которая изо всех сил тратит все свое время на нудную работу, которая как бы «съедает» всю его сущность и драгоценное время, и все для того, чтобы получить желаемое – дорогую шинель… но стоило ли все это делать?… Спектакль затрагивает все струны человеческой души с самых первых минут и долго не отпускает.
В конце третьего дня, после просмотра трех спектаклей, состоялся очередной показ актерского клуба при участии артистов театров. Вечер как и предыдущий удался на славу.
Дневник пребывания на II-м Международном театральном фестивале «Байкальский талисман». Часть II.
Четвертый и пятый день – палитра спектаклей разнообразных жанров.
Четвертый день II-го Международного театрального фестиваля
«Байкальский талисман» начался сценической интерпретацией легендарных русских былин про Илью Муромца.
Спектакль об одном из любимых фольклорных героев славянских народов впечатлил еще до начала показа — на улице перед зданием Иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова стояла охрана в старинных русских одеяниях, а проходящих людей веселили скоморохи и ожившая избушка Бабы-Яги. В фойе театра гостей встречали яркими песнями и плясками участники художественной самодеятельности, ансамбли и коллективы русского народного фольклора в традиционных национальных костюмах.
Спектакль «Илья Муромец» впечатлил точными копиями древнерусских доспехов, кольчугами, шлемами, мечами и старинными музыкальными инструментами. Также, в показе использованы громадные сценические костюмы (почти куклы) для образа персонажей Соловья-Разбойника и Нечисти. Сюжет постановки является классическим, здесь нет авангарда и образного символизма с использованием различных сценических трюков. Эта – добрая, фольклорная история с традиционным осмыслением. Здесь показана непростая судьба Ильи Муромца, вкратце изложены его подвиги, а герои разговаривают диалектом древнерусской речи. Таким образом, зрители словно оказались в далеком прошлом – воздух был пронизан истинным русским духом, словно машина времени всех увезла в давние времена…
Кукольный спектакль «Сказка про ненастоящую птицу»
Далее, мы оказались в доброй стране кукольного спектакля «Сказка про ненастоящую птицу» в постановке Братского театра кукол «Тирлямы» по мотивам цикла сказок «Аленушкины сказки» Д. Мамина-Сибиряка. Сюжет рассказывает о приключениях ранее невольной желтой птички Канарейки, которая случайно вышла в большой мир и встретила много жизненных перипетий, но и много друзей. Словом, история увлекательная, позитивная, забавная и поучительная. Маленькую крошку кто-то недолюбливает, кто-то смеется над ней, есть те, которые делают ее изгоем общества. А кто-то и вовсе влюбляется в Канарейку, очаровываясь необыкновенности ее дивного певческого голоса…
Душевная постановка «Фотография, на которой меня нет».
В пятый день театрального фестиваля всех участников до глубины души впечатлил вечерний спектакль «Фотография, на которой меня нет» в постановке Театра для детей и молодежи г. Кемерово, по мотивам рассказов русского писателя Виктора Астафьева. Сюжет произведения переносит зрителей в далекий, уже забытый мир сибирской деревни 30-х годов прошлого века. Здесь описываются суровые реалии жизни тех времен, до боли напоминающие и современные актуальные проблемы – сложности жизни отдаленных поселений и деревень.
На первый взгляд может показаться описанием ностальгических времен! Каждый простой диалог, каждое проявление заботы старой бабушки, простые утренние и вечерние «церемонии», игры и забавы молодежи, сложный труд и ежедневные хлопоты деревенских обывателей, соединяясь в одну сюжетную линию, уводя из современных будней, трогают до глубины души. В конце спектакля зритель невольно осознает тот факт, что в жизни все временно, даже самые обыкновенные моменты имеют свойство заканчиваться и не повторяться…
Четвертый и пятый день II-го Международного фестиваля «Байкальский талисман» закончился традиционным актерским клубом, где участники-театры в неформальной обстановке продемонстрировали все грани своего таланта.
Дневник пребывания на II-м Международном театральном фестивале «Байкальский талисман». Часть III.
Сказка, новеллы и эпос…
6 и 7 июня, свои работы показали Иркутский областной театр юного зрителя им. А. Вампилова г. Иркутска, Новый московский драматический театр и Государственный Академический русский театр для детей и юношества им. Наталии Сац г. Алматы (Казахстан).
6 июня, в День рождения великого русского поэта Александра Пушкина, в здании Иркутского областного театра юного зрителя им. А. Вампилова витала чудесная, сказочная атмосфера. В фойе висел огромный баннер с портретом писателя, в нескольких уголках стояли березки, бегали детки в традиционных русских одеяниях…
Старая, всеми известная история «Сказка о рыбаке и рыбке», на которой воспитано не одно поколение детей, всегда актуальна. Это поучительное произведение в сценической интерпретации Иркутского областного ТЮЗа стала для всех нас открытием. Спектакль «Сказка о золотой рыбке» — шикарные костюмы, великолепная сценография, прекрасная игра актёров, динамичные народные танцы и песни в исполнении массовки, завораживающее музыкальное оформление и неожиданный конец. Актриса, сыгравшая роль старухи, поразила своим умением перевоплащаться из хорошей бабы в злую и коварную, затем из «страшилища» обратно в добрую особу. Также, удивил актер, сыгравший старика_ простого и наивного, который своей скромностью и нравственностью души, раскрыл образ чистосердечного человека. А главной изюминкой сказки стала Золотая рыбка — девушка в ярко-золотистом царственном одеянии, грациозная и величественная.
В общем, получилось незабываемое сказочное, театральное путешествие, интересное не только детям, но и взрослым.
Краткие, но жизненные истории о любви…
Как написано в аннотации спектакля «Двенадцать новелл о любви» — это сбор жизненных историй, которые связаны с периодом «Пестрых рассказов» (1886) А.П. Чехова. Несмотря на то, что рассказы многим знакомы («Переполох», «Тина», «Дорогая собака», «Полинька», «Жилец» и другие), при каждом прочтении они полноценно открыли новый глубокий смысл.
Действительно, спектакль очень жизненный, где в коротких историях задействованы два или три актера, каждый из которых в течении показа исполняет по нескольку разнообразных ролей. Артисты с такими частыми перевоплощениями справились превосходно. Если характеризовать новеллы в целом, то здесь затронуты не только темы о любви, но и другие взятые из жизни ситуации. Здесь забавное заменяет грустное, цинизм идет за романтикой, оставленные надежды следуют за необоснованными возможностями, а любовь соседствует с ревностью. В спектакле, также как и в рассказах А.П. Чехова, черты характера проявляются в поведении его героев очень естественно и до боли узнаваемо, поэтому, эти произведения до сих пор являются актуальными.
Этот московский спектакль отличился еще тем, что во время перехода из одного действия в другое, не участвующие актёры рассаживаются по стульям по периметру сцены, разбирают бутафории, сменяют декорации и своим ярким вокалом параллельно поют романсы, что украшает и оттачивает модность постановки.
Хакасский эпос «Хуу инейнiҥ төллерi» («Мелодия коралловых бус»).
На следующий день, 7 июня, очередной участник фестиваля «Байкальский талисман» Хакасский национальный драматический театр им. А.М. Топанова г. Абакана, представил спектакль «Хуу инейнiҥ төллерi» («Мелодия коралловых бус») по мотивам легендарного хакасского героического эпоса «Алтын Арыf».
«Алтын Арыf» — лучшее эпическое произведение хакасского народа. В нем повествуется о трех поколениях прославленных богатырей, из которых Алтын Арыf, защитница родного очага, народа и своей земли, рождена чудесным образом легендарной Белой 9скалой. Она совершает подвиги во имя свободы и счастья людей своей земли.
В спектакле по пьесе Татьяны Майгнашаевой зрители увидели новую сценическую версию воплощения образа хакасской богатырши Алтын Арыf и ее подвигов во благо своего народа и родной земли.
Всю эту величайшую фольклорную историю показать на сцене или написать на ее основе инсценировку – уникальное и трудоемкое дело.
В целом, знакомство с удивительным миром хакасского эпоса на близкородственном тюрском языке до боли напомнило якутский героический эпос олонхо и глубоко затронуло наши сердца. Кажется, зов крови нашего общего предка дал о себе знать и звал куда-то в те далекие хакасские края…
В конце седьмого дня театрального фестиваля “Байкальский талисман”, по традиции, артисты приняли участие в актерском клубе. В ярком капустнике участники представили все грани своего таланта. Было очень весело и красочно.
Дневник пребывания на II-м Международном театральном фестивале «Байкальский талисман». Часть IV (завершающая).
Спектакль «Алдар Косе» по мотивам казахских сказок на современный лад.
8 июня, в 16.00 ч. на сцене Иркутского ТЮЗа Государственный Академический театр для детей и юношества им. Наталии Сац из г. Алматы (Казахстан) показал юным иркутянам веселый спектакль «Алдар Косе» по мотивам казахских народных сказок. Несмотря на то, что показ имеет фольклорные корни, действие постановки происходят в современном, модернизированном мире.
Как известно, Алдар Косе – самый популярный и любимый герой казахского фольклора. О нем существует множество сказок и легенд. Выходец из бедной семьи, находчивый и хитрый Алдар Косе защищает бедных и наказывает богатых, скупых, глупых, ленивых и злых. Словно по волшебству, он всегда появляется там, где нужен, чтобы обличить человеческую глупость, жадность и лицемерие.
И сейчас, современный Алдар Косе, живя в 21 веке, пользуется гаджетами, интернетом, ездит на велосипеде, танцует брейк-данс и хип-хоп, он все же стоит на страже справедливости.
По сюжету спектакля, честный, бескорыстный и отзывчивый Алдар, спешит на помощь бедному юноше по имени Ерзат, влюбленному в дочь бая – красавицу Сулушаш. Отец девушки – скупой и хитрый Шыгай-бай не разрешает им быть вместе. Но доброта, хитрость и находчивость Алдара, искренняя любовь и семейные ценности, что передаются из поколения в поколение, творят настоящие чудеса. И концовка спектакля неожиданно радует каждого зрителя…
Ком в горле после спектакля «Альпы. Сорок первый».
9 июня, в предпоследний день фестиваля, был представлен музыкальный спектакль «Альпы. Сорок первый» Белорусского государственного Академического театра юного зрителя по мотивам повести В. Быкова «Альпийская баллада».
Душераздирающая история о двух влюбленных с печальной концовкой до глубины души затронула всех зрителей. Проникновенности добавила особое музыкальное сопровождение и потрясающая игра молодых и красивых актеров Белорусского ТЮЗа. Девушка, полноценно незнающая русский язык, блуждает вместе с русским парнем, порою попадая в смешные и забавные случаи и с каждым разом все больше и больше влюбляет в себя зрителей. Молодой человек начинает ухаживать за ней и всячески оказывать заботу, что добавляет в грустную историю романтический шарм. Зрителя обволакивает всепоглощающее чувство первой, чистой и истинной любви… Но суровые реалии дают о себе знать, и получается так, что несчастным героям отведено лишь «три самых прекрасных и счастливых дня», но в то же время «самых страшных».
В конце, после трагической сцены, человека охватывает чувство искренней жалости и невольно начинают течь горькие слезы… несмотря на некоторую критику в адрес данного показа во время обсуждения зтеатральных критиков, мы причислили бы этот спектакль к одним из лучших…
Философский спектакль «Степь».
В первой половине последнего дня фестиваля Тувинский государственный театр кукол г. Кызыл показал кукольный спектакль «Степь» по мотивам философской притчи.
Сюжет рассказывает о том, что жизненные понятия и воззрения, предписываемые самими людьми, весьма обманчивы. Молодой боец Красной армии ведет на суд провинившегося человека, обвиненного в пособничестве контрреволюционным силам. По дороге, в степи их настигает отряд белогвардейцев, которые освобождают пленного и оставляют обезоруженного и избитого красноармейца на верную погибель. Но к великому удивлению, его спасает старик, которого он вел в суд. Суть этой мудрой истории раскрывает вечные понятия о добре и зле и приводит зрителя к мысли о том, что на самом деле первостепенно в этом постоянно меняющемся мире.
Во время спектакля, все зрители с замиранием следили за удивительным действом кукольных персонажей, которые с самых первых минут словно становились живыми и реально начинали показывать проникновенную и жизненную философскую историю. После показа данной трансформированной в кукольную пьесу притчи, человек еще глубже осознает мораль, вечную тему гуманности и хоть чуток становится просветленным. Он словно на шаг приближается к святости и чистоты помыслов…
З
Завершающий показ «…и звали его Домино» Бурятского театра кукол “Ульгэр” — торжественное закрытие
Спектакль «…и звали его Домино» Бурятского республиканского театра щкукол «Ульгэр» стал блестящим завершающим показом II-го Международного театрального фестиваля «Байкальский талисман». Постановку не зря показали в финале мероприятия, ведь она не только великолепна, а «супер-великолепна» и «супер-блистательна»! После показа бурные овации и возгласы «Браво!» долго не умолкали.
«..и звали его Домино» (по мотивам рассказа Э. Сетон-Томпсона «Домино. История чёрно-бурого лиса») — полная удивительных перевоплощений мудрая, философская история о любви и ненависти, коварстве и предательстве, преданности и амбивалентности.
Создатели назвали свой спектакль мюзиклом, так как здесь звучит много песен на английском, русском, бурятском и монгольском языках; артисты задорно танцуют и метафорично рисуют, заполняя каждую минуту пребывания на сцене магией и волшебством. Так, артисты поведают зрителю о становлении молодого лиса, который превращается в умного и хитрого зверя, и о людях, которые бывают хуже диких животных. Здесь нет кукол в привычном понимании, но есть удивительная и завораживающая работа актеров с предметами. Спектакль ищет новую форму выражения и находится на пересечение театра кукол и музыкально-драматического театра.
После потрясающего показа спектакля Бурятского республиканского театра «Ульгэр», состоялось торжественное закрытие II — го Международного театрального фестиваля «Байкальский талисман», где всем лауреатам вручили дипломы и памятные статуэтки.
ВЫРАЖАЕМ ОГРОМНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ ВСЕМ ОРГАНИЗАТОРАМ II — го МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ «БАЙКАЛЬСКИЙ ТАЛИСМАН»: ИРКУТСКОМУ ОБЛАСТНОМУ ТЕАТРУ ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ ИМ. А. ВАМПИЛОВА, ПРЕЗИДЕНТСКОМУ ФОНДУ КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ И ФОНДУ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗА ПРЕКРАСНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ И ТЕПЛУЮ ВСТРЕЧУ, ЗА ВОЗМОЖНОСТЬ УВИДЕТЬ НОВЫЕ СПЕКТАКЛИ В ДРУЖНОЙ АТМОСФЕРЕ, ЗА НОВЫЕ ЗНАКОМСТВА И НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ДНИ!
Пресс-центр ТЮЗа Республики Саха (Якутия)